Автопром

Восстание машин: американские «киборги» захватят автопром ЕС, но точно не США

Эксперт рассказал, чем грозит использование человекоподбных роботов на автоконвейерах

Роботизированные решения в автопроме — не новинка. Но человекообразные «киборги» на заводах Mercedes-Benz и BMW — это нечто принципиально новое. Эксперт поделился с порталом «наш сайт» своим скепсисом политикой стран, которые явно не готовы поставить внедрение подобных новинок под гибкий контроль.

Восстание машин: американские «киборги» захватят автопром ЕС, но точно не США

О грандиозном техническом ноу-хау на берлинском заводе автоконцерна Mercedes-Benz стало известно на днях. Судя по всему, на этом предприятии уже вовсю идет тестирование новейших человекоподобных роботов. Поставщик — американская компания Apptronik, чьи производственные мощности расположена в Техасе.

Казалось бы: что такого? Например, на родном АВТОВАЗе давно уже никого не удивляют роботизированные решения, используемые как вспомогательные механизмы, облегчающие труд персонала. Но есть нюанс: в случае с «Мерсом» речь идет именно о таких роботах, которые не помогают живым рабочим, а полностью заменяют их.

Причем, в США производство «гуманоидных» изделий, по всей видимости, становится своего рода модным трендом: буквально на днях о запуске первой производственной линии для серийного выпуска человекообразных «киборгов» собственной разработки сообщила еще одна тамошняя компания из США — калифорнийская Figure AI. Одним из ключевых клиентов которой, к слову, тоже является германский автоконцерн. Но уже не Mercedes-Benz, а BMW.

Восстание машин: американские «киборги» захватят автопром ЕС, но точно не США

Так что же получается? Это новая тенденция? Индустрия — на пути к отказу от рабочих рук живого человека? А что, если речь не только про автопром? Или, быть может, крупные европейские концерны просто пытаются послать сигнал влиятельным профсоюзам, доставляющим неудобства этим игрокам своими попытками препятствовать массовым сокращениям сотрудников?

— В любом случае имеется существенный риск массового сокращения рабочих мест из-за внедрения «гуманоидных» роботов, — замечает доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев. Приравнивать опыты Mercedes к практике АВТОВАЗа, по территории которого ездят роботизированные тележки, точно не стоит. Европейские автогиганты явно стремятся полностью подменить «киборгом» человека, и понятно, чем подобные решения выгодны производителям.

Однако массовое внедрение такого технического решения означает, что крупный капитал, решая свои проблемы (то есть — сокращая издержки на труд), перекладывает проблемы на плечи государства, ведь внедрение человекообразных роботов на производстве означает массовое сокращение рабочих мест с перспективой роста социальной напряженности, — считает эксперт.

Кстати, в США, откуда Mercedes-Benz намерен завозить «киборгов-штрейкбрехеров», эту проблему уже начали осознавать, напоминает специалист. В стране с 2019 года облагают робототехнику на производстве дополнительным налогом, чтобы снизить риск чрезмерного вытеснения живых рабочих рук бездушными машинами и пополнить финансирование социальных программ. Вероятно, именно этот подход станет решением проблемы, делает вывод собеседник портала «наш сайт».

Восстание машин: американские «киборги» захватят автопром ЕС, но точно не США

То есть необходимо действительно вводить подобные налоги, чтобы было невыгодно внедрять техническую замену труду живых людей в масштабах, массово провоцирующих рост безработицы. Правда, как замечает Арефьев, действовать, вероятно, надо с определенной гибкостью, чтобы не лишить, например, возможности перевозить по цеху нужные живым работникам запчасти и инструменты.

Если же говорить про европейский опыт, то очевидно, что осознание этой проблемы, в отличие от США, не дает эффекта. Мысль о введении подобного налога высказывалась, но воз и ныне там. А учитывая, что производители «киборгов» в США явно настроены на громадные выручки и не скрывают при этом, что их ключевая клиентура — это автопром ЕС, то нетрудно догадаться: главным полем внедрения человекообразных машин на производстве вместо человека станет Европа. Штатам это не грозит. Тем более — учитывая явный настрой президента Дональда Трампа на создание новых рабочих мест в его стране, а никак не на их сокращение.

Источник | 09.04.2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»